ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИОНИКИ.
Cоционический анализ как дополнение к астрологическому.

Автор: Павел Максимов. (Глава из книги "Практическая астрология взаимоотношений").

Вы, конечно, замечали, что одни люди лучше работают руками, чувствуют форму, материал, у них работа так и кипит, горит в руках. А другие - больше склонны рассуждать и анализировать, работать головой и смотреть вперед.

С другой стороны, некоторые люди очень логичны, все могут доказать, хорошо понимают закономерности объективного мира. Другие, напротив, лучше чувствуют эмоции и взаимоотношения, живут чувствами.

Наконец, людей можно разделить на активных, ответственных, во все вмешивающихся, и пассивных, ждущих инициативы извне, зато, четче выполняющих свои обязанности, то, чем конкретно они занимаются.

Итак, мы выделили три типа деления людей.

По признаку активной или пассивной энергетики (аналогично ЯН и ИНЬ) всех людей можно разделить на экстравертов Э и интравертов И. Чистых экстравертов и интравертов не существует, как и чистых людей типов ИНЬ и ЯН. Какие-то отдельные качества экстраверта могут быть внутренними (интравертированными), а интраверта - внешними. Но в целом по энергетике человека, общению с ним его можно отнести к первому или второму типу.

Экстраверт - инициативен, активен, легко может увлекать за собой, он отдает, сбрасывает энергию. Не боится ответственности, активно принимает участие в делах, даже в таких, которые не затрагивают его лично. Экстраверсия связана со стихиями огня и воздуха, с восточной и южной полусферами гороскопа, нечетными домами, активными планетами: Солнцем, Марсом, Юпитером, находящимися I наиболее важных и ярко проявляющихся точках: первом доме, ручке Корзины, Пращи и т.д.

Интраверт - поглощает, принимает энергию. Не тратит ее куда попало. Не берется за дела, в которых не уверен в своих силах. В основном занят чем-то конкретным, своим делом, у него нет такого широкого охвата, как у экстраверта. Ему легче выполнять повседневные обязанности, но труднее нести общую ответственность. Он не любит отвечать за других людей и браться за дела, где непонятно, будет ли какой-то результат, которого он хотел бы добиться. Интраверсия связана с землей и водой, с западной и северной полусферами, закрытыми (четными) домами и пассивными планетами. Луной, Сатурном, Нептуном, Венерой. По признаку, условно говоря, любителей работы руками и любителей работы головой люди подразделяются на сенсориков и интуитов. Конечно, сенсорик может заниматься и умственной работой, но ему нужно чувствовать физический контакт с миром. Так же и интуит может справляться с физической работой, но она для него лишена смысла, если не наполнена интеллектуальным содержанием и не имеет каких-то дальних целей.

Сенсорики - хорошо чувствуют материал и форму, взаимодействуют с миром через ощущения вполне материального характера. Они живут в мире "сейчас, здесь", нынешним моментом. Они хорошо умеют делать физическую, ручную работу, а главное, она им 'нравится (хотя и не всякая). Другую половину, интуитов, могут считать лентяями или неумехами. Сенсорика связана с огнем и землей. Сенсорика бывает двух видов:

    - волевая сенсорика, или сила. Связана с планетами Марс и Солнце, стихией огня;

    - эстетическая сенсорика, ощущение пространства, красоты, гармонии. Планеты - Солнце и Венера, стихия - земля.

Интуиты - общаются с миром посредством мысли, слова, взгляда, без непосредственного телесного контакта. Любят больше работать головой, а не руками, и это у них лучше получается. Живут во времени, задумываются о будущем. Интуиция связано с водой и воздухом.

Интуиция также бывает двух видов:

    - интуиция времени (вначале воздух, а планеты - Урон и Сатурн);

    - интуиция потенциальных возможностей (в основном вода и планеты Плутон, Юпитер, Луна).

Первая интуиция - несколько более деловая, дает ощущение времени, возможность строить прогнозы путем рассуждений, а вторая - более внутренняя, скорее предчувствие, которое также позволяет прогнозировать путем тонкой настройки своих внутренних мыслительных и душевных реакции и ощущений.

Наконец, третье деление - на логиков и этикрв, то есть людей объективного мира и людей эмоций.

Логики - хорошо разбираются в объективных закономерностях, могут аргументировать, доказывать, выводить одно из другого. Логика бывает двух типов:

    - структурная, это склад ума ученого, особенно естественника. С ней связаны планеты Сатурн, Меркурий и Уран, стихия воздух;

    - деловая, соответствует складу ума бизнесмена, хозяйственника. Планеты - Меркурий и Марс, стихия земля.

Этики - хорошо понимают эмоции и настроения, свои и других людей. Могут утешать, уговаривать. Для них главное - эмоциональное состояние, настроение, атмосфера, складывающаяся во взаимоотношениях. Этика связана с огнем и водой. Два вида этики:

    - этика отношений, более внешняя, ближе к традиционному пониманию слова "этика", искусство общения. Это Венера, Нептун, Юпитер, стихия воды;

    - этика эмоций, внутренних настроений. Планеты - Луна, Нептун, Плутон, но стихия огня.

Первая из них - более социальная, связанная с такими понятиями, как уважение, взаимодействие членов коллектива, правила приличий, Вторая -более внутренняя, касающаяся только самого человека и его близкого партнера, менее социальная и более личная.

Каждый человек:

    - либо экстраверт, либо интраверт;

    - либо логик, либо этик;

    - либо интуит, либо сенсорик.

Конечно, у любого логика есть элементы этики, но они более слабые, чем элементы логики, он нуждается тут в поддержке извне. Тогда как свою сильную функцию он может использовать для работы, самоутверждения в обществе, помощи Другим людям. Так же, естественно, у каждого интуита есть сенсорика, но более слабая, менее проявленная, а у сенсорика в таком же состоянии интуиция.

Здесь некоторый аналог Асцендента и Десцендента, одно из смежных, сопряженных качеств у человека активно выражено, другое он должен скомпенсировать, взаимодействуя с другими людьми. Можно выделить две оси. У первой на одном конце логика, на другом этика. У второй на одном конце сенсорика, на другом интуиция.

И у человека получается четыре функции. Например, на первом месте логика, на втором интуиция. Тогда на третьем будет этика, а на четвертом - сенсорика.

Первые две функции у человека сильны, по третьей он ищет поддержки и взаимодействия, а четвертая вообще болезненно слабая, человек может избегать ситуаций, связаннх с ней.

Первые две функции в первую очередь выражаются в гороскопе Асцендентом, его управителем, восходящими планетами. В меньшей степени стеллиумами, планетой в ручке, планетой - конечным диспозитором. Положение Асцендента и домов связаны с соционическим типом сильнее, чем космограмма. Слабые функции, третья и четвертая, которые человек компенсирует в общении с внешним миром, связаны с Десцендентом, VII домом, иногда четвертая функция и с XII домом.

Причем важно и то, какой подвид данной функции выражен. Так, если на первом месте структурная логика, то на третьем будет социальная этика, если на втором - потенциальная интуиция, то на четвертом - волевая сенсорика.

Введем обозначения:

    Э - экстраверсия

    И - интраверсия

    Л - логика

    Э - этика

    И - интуиция

    С - сенсорика

    ЛЭ - структурная (научная) логика

    ЛИ - деловая логика

    ЭЭ - социальная этика

    ЭИ - душевная этика

    ИЭ - интуиция времени

    ИИ - внутренняя(потенциальная) интуиция

    СЭ - эстетическая сенсорика

    СИ - волевая сенсорика

Теперь человека можно обозначить, к примеру, так: ЭИИ - этико-интуитивный интраверт. У него первая функция ЭЭ, то есть социальная этика, вторая функция ИИ - внутренняя интуиция. Обратите внимание: экстраверт или интраверт определяется по знаку второй, а не первой функции, а первая ей всегда по знаку противоположна. Далее, у этого человека на третьем месте будет функция, дополняющая первую и с тем же знаком: ЛЭ, структурная логика, а на четвертом месте - функция, дополняющая вторую и с тем же знаком: СИ, волевая сенсорика.

Можно выделить еще два типа людей. Если гюрвая функция у человека - логика или этика, то человек считается рациональным. Такие люди больше склонны к планированию, подготовке в своих действиях и взаимоотношениях, стремятся заранее иметь информацию. Если же первой функцией является интуиция или сенсорика, то это - иррациональный человек. Он в своих поступках самопроизволен, действует по наитию, по интуиции или по импульсу.

Так что этико-сенсорный экстраверт (ЭСЭ) и сенсорно-этический экстраверт (СЭЭ) - это разные типы. Первый из них - рациональный, второй - иррациональный. И, естественно, у первого этика душевная, а сенсорика эстетическая, а у второго сенсорика волевая и этика социальная.

Итак, комбинируя все возможные ситуации, получаем 16 возможных комбинаций, 16 типов людей, которых можно объединить в четыре четверки, или квадры (Таб.1 Типы людей в соционике и отношения между ними).


Таб.1 Типы людей в соционике и отношения между ними

  • Интуитивно-логический экстраверт (ИЛЭ) - Искатель (Дон Кихот).
  • Сенсорно-этический интроверт (СЭИ) - Посредник (Дюма).
  • Этико-сенсорный экстраверт (ЭСЭ) - Энтузиаст (Гюго).
  • Логико-интуитивный интроверт (ЛИИ) - Аналитик (Робеспьер).
  • Этико-интуитивный экстраверт (ЭИЭ) - Наставник (Гамлет).
  • Логико-сенсорный интроверт (ЛСИ) - Инспектор (Максим Горький).
  • Сенсорно-логический экстраверт (СЛЭ) - Маршал (Жуков).
  • Интуитивно-этический интроверт (ИЭИ) - Лирик (Есенин).
  • Интуитивно-логический интроверт (ИЛИ) - Критик (Бальзак).
  • Логико-интуитивный экстраверт (ЛИЭ) - Предприниматель (Джек Лондон).
  • Этико-сенсорный интроверт (ЭСИ) - Хранитель (Драйзер).
  • Логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ) - Администратор (Штирлиц).
  • Этико-интуитивный интроверт (ЭИИ) - Гуманист (Достоевский).
  • Интуитивно-этический экстраверт (ИЭЭ) - Советчик (Гексли).
  • Сенсорно-логический интроверт (СЛИ) - Мастер (Габен).
  • Вы\Он
    ИЛЭ
    СЭИ
    ЭСЭ
    ЛИИ
    ЭИЭ
    ЛСИ
    СЛЭ
    ИЭИ
    СЭЭ
    ИЛИ
    ЛИЭ
    ЭСИ
    ЛСЭ
    ЭИИ
    ИЭЭ
    СЛИ
    ИЛЭ
    ТО
    ДУ
    АК
    ЗЕ
    З+
    Р+
    ДЕ
    МИ
    СЭ
    ПО
    КТ
    КФ
    З-
    Р-
    РО
    ПД
    СЭИ
    ДУ
    ТО
    ЗЕ
    АК
    Р+
    З+
    МИ
    ДЕ
    ПО
    СЭ
    КФ
    КТ
    Р-
    З-
    ПД
    РО
    ЭСЭ
    АК
    ЗЕ
    ТО
    ДУ
    РО
    ПД
    З-
    Р-
    КТ
    КФ
    СЭ
    ПО
    ДЕ
    МИ
    З+
    Р+
    ЛИИ
    ЗЕ
    АК
    ДУ
    ТО
    ПД
    РО
    Р-
    З-
    КФ
    КТ
    ПО
    СЭ
    МИ
    ДЕ
    Р+
    З+
    ЭИЭ
    З-
    Р-
    РО
    ПД
    ТО
    ДУ
    АК
    ЗЕ
    З+
    Р+
    ДЕ
    МИ
    СЭ
    ПО
    КТ
    КФ
    ЛСИ
    Р-
    З-
    ПД
    РО
    ДУ
    ТО
    ЗЕ
    АК
    Р+
    З+
    МИ
    ДЕ
    ПО
    СЭ
    КФ
    КТ
    СЛЭ
    ДЕ
    МИ
    З+
    Р+
    АК
    ЗЕ
    ТО
    ДУ
    РО
    ПД
    З-
    Р-
    КТ
    КФ
    СЭ
    ПО
    ИЭИ
    МИ
    ДЕ
    Р+
    З+
    ЗЕ
    АК
    ДУ
    ТО
    ПД
    РО
    Р-
    З-
    КФ
    КТ
    ПО
    СЭ
    СЭЭ
    СЭ
    ПО
    КТ
    КФ
    З-
    Р-
    РО
    ПД
    ТО
    ДУ
    АК
    ЗЕ
    З+
    Р+
    ДЕ
    МИ
    ИЛИ
    ПО
    СЭ
    КФ
    КТ
    Р-
    З-
    ПД
    РО
    ДУ
    ТО
    ЗЕ
    АК
    Р+
    З+
    МИ
    ДЕ
    ЛИЭ
    КТ
    КФ
    СЭ
    ПО
    ДЕ
    МИ
    З+
    Р+
    АК
    ЗЕ
    ТО
    ДУ
    РО
    ПД
    З-
    Р-
    ЭСИ
    КФ
    КТ
    ПО
    СЭ
    МИ
    ДЕ
    Р+
    З+
    ЗЕ
    АК
    ДУ
    ТО
    ПД
    РО
    Р-
    З-
    ЛСЭ
    З+
    Р+
    ДЕ
    МИ
    СЭ
    ПО
    КТ
    КФ
    З-
    Р-
    РО
    ПД
    ТО
    ДУ
    АК
    ЗЕ
    ЭИИ
    Р+
    З+
    МИ
    ДЕ
    ПО
    СЭ
    КФ
    КТ
    Р-
    З-
    ПД
    РО
    ДУ
    ТО
    ЗЕ
    АК
    ИЭЭ
    РО
    ПД
    З-
    Р-
    КТ
    КФ
    СЭ
    ПО
    ДЕ
    МИ
    З+
    Р+
    АК
    ЗЕ
    ТО
    ДУ
    СЛИ
    ПД
    РО
    Р-
    З-
    КФ
    КТ
    ПО
    СЭ
    МИ
    ДЕ
    Р+
    З+
    ЗЕ
    АК
    ДУ
    ТО

    ТО - тождественные, ДУ - дуальные, АК - активации, 3Е - зеркальные,
    З+ - прямой заказ, Р+ - прямая ревизия, ДЕ - деловые, МИ - миражные,
    СЭ - суперэго, ПО - погашения, КТ - квазитождества, КФ - конфликтные,
    З- - обратный заказ, Р- - обратная ревизия, РО - родственные, ПД - полудуальные. *


    *Все отношения одинаково двунаправленные (Вы->Ему и Он->Вам), кроме 4-х: заказных и ревизных, - в них указано Вы->Ему.


    Люди одной квадры, во-первых, хорошо сходятся между собой, во-вторых, имеют сходную социальную задачу, поэтому им хорошо работать вместе.

      Квадра Альфа - новаторы, революционеры, разведчики. Ломают старое, дают-новые идеи, идут впереди.

      Квадра Бета - воплощают эти идеи и затем сохраняют статус-кво, становясь консерваторами, и довольно жесткими, могут вытеснять новаторов.

      Квадра Гамма - реформаторы, постепенно трансформируют жесткую структуру, установленную предыдущей квадрой, давая место новому типу общественных отношений.

      Квадра Дельта - накапливают и осмысливают опыт, готовя общественные отношения к новому скачку, который снова осуществит квадра Альфа.

    Но мы не будем сейчас заниматься политикой и экономикой, а перейдем к личным взаимоотношениям.

    Так вот, люди из одной квадры и в личных отношениях хорошо дополняют друг друга по энергетике и хорошо друг друга понимают.

    Рассмотрим все возможные виды отношений между людьми разных типов.

    Люди, принадлежащие к одному и тому же соционическому типу, называются тождиками. Отношения тождества, то есть одинаковости. Они смотрят но мир одними глазами, с тех же позиций. Но им и нечего дать друг другу. Могут вместе работать, но хорошо, когда их дополняет кто-то еще. Благоприятный вариант для обучения, если учитель и ученик являются тождиками.

    Два типа, стоящие в квадре в одной строчке, как, например, Продавец (Гюго) - Ученый (Декарт) или Изобретатель (Дон Кихот) - Дизайнер (Дюма), являются друг для друга дуалами (дополняющими). Этот тип отношений считается наилучшим. Как две половинки, как Асцендент и Десцендент. В гороскопах дуалов часто Асценденты находятся в противоположных знаках. Логик получает дополнение в виде этика, этик - логика, интуит - сенсорика, сенсорик - интуита, интраверт - экстраверта и наоборот.

    При этом все функции дополняют друг друга на своих местах, без напрягающей перестановки. Оба дуала либо рациональные, либо иррациональные.

    Отношения в квадре по вертикальному столбику называются активацией. Такие люди друг друга стимулируют, активизируют, хотя иногда и утомляются друг от друга (разная рациональность). Кроме того, двум интравертам может не хватать энергии, а двум экстравертам некуда ее сбрасывать (точнее, не на кого). У активатора по сравнению с дуалом первая функция поменялась местами со второй.

    Отношения в квадре по диагонали - зеркальные. У зеркальных людей набор психических функций тот же самый, но они переставлены первая со второй, а третья, соответственно, с четвертой. Им легко друг друга понимать, есть и дополнение по энергетике (+ и -), но разная рациональность и разная степень активности тех же функций могут иногда раздражать (из отношений внутри квадры здесь напряжения больше всего). Тем не менее, как показывает практика, такие отношения часто встречаются среди супружеских пар. Вместе зеркальные уверенно осваивают половину мира, по своим активным функциям, вторая половина остается неосвоенной. Освоить мир полностью может вся квадра вместе. Это действительно сильный и сплоченный коллектив, в котором каждому его члену вполне уютно.

    Общаться с человеком из другой квадры уже сложнее. Будем рассматривать типы отношений на каком-либо примере, хотя бы Декарта (ЛИИ).

    Если вместо дуала Гюго (ЭСЭ) попадается Цезарь (СЭЭ), то внешне он может вначале показаться привлекательным. Но Цезарь, по сравнению с Гюго, во-первых, иррационален, во-вторых, сенсорика у него волевая, а не эстетическая, и этика не внутренняя, а внешняя. То же самое чувствует и Цезарь, встретив Декарта вместо своего дуала - Бальзака. Получается, что Декарт и Цезарь давят друг на друга, поскольку функция, которая у одного на первом месте, у другого - на четвертом, самом болезненном. Цезарь Декарта пытается давить силой, а Декарт Цезаря - логикой, требованием последовательных доказательств. Такие отношения называются отношениями конфликта, а сами партнеры - конфликтерами.

    Теперь возьмем Декарта и Драйзера. Драйзер похож на Гюго, тоже этико-сенсорный, но - интраверт, а значит, у него все другое, чем у Гюго, этика внешняя на первом месте (у Гюго - внутренняя), сенсорика на втором - волевая (у Гюго - эстетическая), то же самое и со слабыми третьей и четвертой функциями. Тут есть и привлекательность друг для друга (все-таки дополнение по функциям), и рациональность одинаковая. Но есть и напряженный момент: вторая сильная функция каждого из партнеров давит на четвертую слабую у участника отношений. Так, для Декарта болезненно проявление Драйзером волевой сенсорики, а для Драйзера тяжело, понимать , которой прекрасно владеет Декарт. Нет и дополнения по энергетике. Итак, в этих отношениях есть свои положительные и отрицательные стороны. Партнеры могут тянуться друг за другом, пытаясь соответствовать сильным функциям друг друга. Отношения насыщенные и сложные. Они называются супер-эго.

    Декарт и Бальзак (ЛИИ и ИЛИ) называются квази-тождиками. Как бы одинаковые, но не совсем. Логика разная, у Декарта - научная (структурная), а у Бальзака - деловая. И интуиция разная. С первого взгляда эти люди похожи, а глубже - оказываются различными. И рациональность у них разная. Дополнения по энергетике нет. При определенных условиях или в некоторых сферах жизни они могут найти хорошее взаимопонимание, тогда как в других сферах им потребуются иные партнеры.

    Декарт и Лондон ( ЛИИ и ЛИЭ) представляют пару, названную полная противоположность, хотя название не очень удачное. Экстраверт и интраверт, оба рациональные, дополняют друг друга по энергетике и в определенных сферах активности, например, логика ученого сочетается с логикой предпринимателя. Могут вместе провести в жизнь какую-то свою разработку, проект. Хотя им вдвоем не будет хватать определенных функций, в данном случае - этики и сенсорики. То есть они в состоянии освоить только одну полусферу. Хорошая совместимость в какой-то области, например, общая работа или общее увлечение. В другие области они вдвоем не смогут зайти, как не смогли и поодиночке, им кто-то понадобится.

    Декарт и Гамлет (ЛИИ и ЭИЭ) представляют отношения полудополнения. Дополнение по энергетике и по первой функции создает привлекательность их друг для друга. По второй функции дополнения нет. Но и того, что есть, достаточно для того, чтобы быть полезными друг другу. При тесном общении, правда, они могут друг друга раздражать, Гамлет Декарта - своим пижонством, излишним артистизмом, поучениями, Декарт Гамлета - скучной логикой, упрямством, прямолинейностью. Так же и в других парах полу-дополнения. В сравнении с другими отношения можно считать все же удовлетворительными.

    Декарт и Горький (ЛИИ и ЛСИ) - это родственные отношения. Первая функция та же самая, что обеспечивает хорошее взаимодействие во многих областях, партнеры воспринимают мир, общаются с ним сходным образом, характер мышления очень похожий. Но вот своими вторыми функциями они могут давить на болезненные четвертые. Декарта будет обижать волевое, силовое давление, которое иногда может устроить Горький, а Горькому трудно адекватно отвечать на интуитивные проявления Декарта. То есть партнеры должны следить, чтобы не обижать друг друга, не бить по слабой функции. И в качестве энергетического дополнения им может потребоваться взаимодействие еще с кем-то. После периода притирки эти отношения можно построить так, чтобы они устраивали обоих.

    Декарт и Ватсон ( ЛИИ и ЭИИ ) - это деловые отношения. Первая функция одного - это третья функция другого, и партнеры могут консультировать друг друга, что полезно обоим. Например, Декарт у Ватсона спрашивает совета по вопросам взаимоотношений, а Ватсон у Декарта - по деловым вопросам, в тех областях, где нужны объективные логические познания, по вопросам планирования, построения структур, расписаний. Обидеть друг друга таким партнерам нечем - самая слабая четвертая функция у них одна и та же. Проблемы могут быть в энергетике (интравертам неоткуда брать энергию, а экстравертам некуда ее сбросить). Двум экстравертам может не хватать также тщательного и исполнительного партнера. У деловых партнеров есть хорошее глубинное взаимодействие по второй функции, она у них общая. А разная первая функция указывает на разные жизненные ценности во многих вопросах. Деловым партнерам нужно больше использовать моменты общности и моменты дополнения, но не пытаться переделывать друг друга там, где они разные. Тогда эти отношения очень интересны и продуктивны.

    Декарт и Холмс (ЛИИ и ЛСЭ) представляют модель миражных отношений. В отличие от деловых они менее глубокие. Партнерам может быть вместе интересно, но обычно чего-то серьезного в деловой или личном области в этих отношениях не происходит. Нет сильной завязки, но нет и серьезных конфликтов. Партнеры здесь должны научиться довольствоваться малым друг от друга, тогда им будет весело и хорошо. А больших и серьезных совместных планов строить не следует. Этот вид отношений становится хорошим, когда партнеры не ждут от них большего, чем они могут дать.

    До сих пор мы рассматривали равные отношения. То есть если один другому дуал, то и второй первому Тоже. Если один конфликтер, то и тот ему конфликтер. И так во всех случаях, кроме оставшихся четырех. Эти отношения неравные, векторные, направленные от одного к другому. Можно выделить более мягкие отношения социального заказа и более жесткие отношения ревизии (социального контроля). Во всех этих случаях есть как бы начальник и подчиненный, делатель и объект, заказчик и приемник, ревизор и подревизный. Один производит некоторое действие над другим.

    При заказе мы имеем заказчика и исполнителя, или передатчика и приемника. Первый как бы заказывает работу или определенное поведение второму, стимулирует его. Но достаточно мягко, скорее, методами поощрения. Второй выкладывается, стремится выполнить заказ, получить одобрение заказчика. Иногда исполнитель утомляется, чувствует себя несвободным, но все-таки он привязывается к заказчику, стремится понравиться ему.

    В нашем примере для Декарта (ЛИИ) заказчиком служит Есенин (ИЭИ), а подзаказным, исполнителем - Габен (СЛИ). В заказе участвуют два экстраверта или два интраверта. Первая функция заказчика является второй у исполнителя (в паре Есенин-Декарт это интуиция, в паре Декарт-Габен это логика). Другая функция - дополняющая. Заказ передается по общей функции, а целью его может быть использование дополняющей функции. Так, например, Декарт, Ученый, заказывает Габену, Мастеру, изготовить в материале нужное ему оборудование, его научную разработку. Декарт, как известно, хорошо работает головой, но плохо руками. А Габен, Мастер, как сенсорный тип, справляется с практической работой хорошо. Но он может долго раскачиваться, собираться. Декарт его будет подгонять, хотя и не силой (у него ослаблена волевая сенсорика), но Декарт будет ставить Габену временные рамки, устанавливать график, стимулировать к работе. Габен будет стараться выполнить заказ. Заказ здесь передается через логику (она у них общая), но используется Декартом сенсорика Габена.

    В отношениях ревизии ревизор своей сильной первой функцией давит на слабейшую, четвертую, у подревизного, она у них общая. Например, Македонский, Директор, давит на Декарта, Ученого, своей волевой сенсорикой. Вторая функция ревизора совпадает с первой у подревизного (в данном случае это структурная логика). Декарт не выносит силовых отношений. Ответить Македонскому ему нечем. В отличие от заказа, из отношений ревизии человек стремится выйти. Они более жесткие и угнетающие, вредно действуют на подревизного, при длительном и тесном общении с ревизором он может даже заболеть. И для ревизора в этих отношениях мало хорошего: ревизор постоянно недоволен подревизным, критикует его, он его раздражает. Для Декарта подревизным является Гексли, Журналист. Декарту кажется, что Гексли беспринципный и изворотливый, слишком переменчивый, впадает в различные крайности и шарахается из одной в другую. Декарт давит его своей научной логикой, упорядоченностью, системой, чего Гексли не выносит, он более гибкий, ему нужны разнообразные формы в отношениях, ему нужно больше свободы. На самом деле плохих типов нет, просто в случае ревизии эти люди не подходят друг другу. Так, Гексли не обязательно жулик и пррхвост, он просто устроен по-другому, он более гибкий. Аналогично, Декарт Македонскому кажется слабым, безвольным, а также упрямым, неуступчивым. А просто Декарт в принципе не признает отношения, основанные на силе, на волевом давлении и жестком подчинении. Такое же силовое давление пытается оказывать Цезарь на Ватсона, чего Ватсон не переносит, он избегает грубой силы. А самому Ватсону грубым и неэтичным кажется Дон Кихот. А на самом деле Дон Кихот просто по-другому строит отношения, и те эмоциональные тонкости, которые очень важны для Ватсона, для него безразличны.

    Наконец, и сексуальной гармонии легче всего достичь дуалам, затем людям из одной квадры. У них об этом сходные представления. Это могут быть нежные ласки и поглаживания у людей из квадры Альфа, более жесткие, интенсивные, силовые и акробатические упражнения у квадры Бета, отношения с переменной интенсивностью, штурм-отдых, у квадры Гамма, различные игры у квадры Дельта. Познакомимся поближе с каждым из соционическимх типов.


    ИЛЭ, Дон Кихот, Изобретатель. Человек, умеющий придумывать, изобретать, давать новые идеи, быть заводилой, организатором. Может немного играть на публику. Руками работает не очень охотно. Имеет проблемы в общении, плохо понимая этику взаимоотношений, тонкие эмоциональные нюансы.

    К этому типу относятся известные люди: Маркс, Эйнштейн, Фрейд, Галилей.

    Литературные герои этого типа: Дон Кихот, Ленский.


    СЭИ, Дюма, Дизайнер. Тоже умеет придумывать новое, но уже в материале, в форме, так как это сенсорный тип. Чувствует эмоции, взаимоотношения. Может воплощать в жизнь идеи Дон Кихота, а сам берету него новизну, энергию, особенно интеллектуальную. Человек мягкий в общении, добродушный, но немного хитрый. В деловой сфере ему не хватает логики, действует часто по наитию.

    Известные люди: Дюма, Гашек, Иоффе.

    Литературные герои: Санчо Панса, Портос, Ольга Ларина, Аркадий ("Отцы и дети").


    ЭСЭ, Гюго, Продавец. Очень оптимистичный человек, энтузиаст, Придающий энергией окружающих. Активный, в меру напористый, хотя и дипломатичный в общении. Умеет предлагать себя и свое дело, продавать товар в прямом и переносном смысле. Хорошее чувство эстетики, понимает красоту, искусство. Не хватает чувства времени, системы, организованности, порядка.

    Известные люди: Энгельс, Че Гевара, Гюго.

    Литературные герои: Арамис.


    ЛИИ, Декарт, Ученый. Человек логичный, с естественнонаучным складом ума, хорошо разбирается в закономерностях объективного мира, часто по мировоззрению материалист. Любит планы, схемы, расписания, классификации. Обладает интуицией. В вопросах взаимоотношений не очень уверен, требуется с кем-то советоваться. Совершенно не выносит силового давления. Сам не обладает напором, Недостаточно волевой, и не любит давления на себя, в этом случае защищается или уходит. Обладает повышенным чувством справедливости. В дуальной паре Гюго дает Декарту энергию и оптимизм, может продвинуть в общество его идеи, заработать прибыль для двоих. Декарт может упорядочить жизнь Гюго, структурировать во времени и дать поддержку в понимании внешнего мира, той его части, что устроена логически.

    Известные люди: Чехов, Гегель, Сахаров, Курчатов, Т.Мор, Кампанелла, Робеспьер, Ф.Величко.

    Литературные герои: Чацкий, Базаров.


    СЛЭ, Македонский, Директор. Очень волевой человек, способный организовать людей на любое дело, спросить с подчиненных, наказать тех, кто не желает выполнять свои обязанности. Ему не хватает тактичности и дипломатии.

    Известные люди: Ленин, Петр 1, Жуков, Ельцин, А.Македонский, Ем.Пугачев.

    Литературные герои: Долохов, Штольц, Элен, Одинцова.


    ИЭИ, Есенин, Домовод, Искатель. Человек достаточно мягкий, очень заботливый, выполняющий свой долг. Всегда может накормить и утешить, поэтому много занимается семьей, детьми, животными. Совершенно не способен к бизнесу и бухгалтерии, к жестким действиям во внешнем мире и деловому расчету. В дуальной паре Македонский - Есенин первый берет на себя защиту и добычу, организацию жизни, а второй наполняет жизнь внутренним содержанием, заботится о доме и семье (даже если это офис или иной трудовой коллектив). То есть традиционно-патриархальная модель, характерная для квадры Бета.

    Известные люди; Есенин, Руссо, Булгаков, Гагарин.

    Литературные герои: Обломов, Молчалин, Манилов.


    ЭИЭ, Гамлет, Артист, Педагог. Человек, всегда играющий роль, артистичный, азартный, увлекающийся, добрый, щедрый. Любит учить, быть наставником. Слабо разбирается в эстетике пространственных форм, не очень хорошо работает руками. Любит вызывать к себе интерес, тщеславен.

    Известные люди: Лермонтов, Гоголь, Гете, Чаплин, Троцкий, Жириновский.

    Литературные герои: Гамлет, Онегин, Печорин, Павел Петрович, А.Болконский.


    ЛСИ, Горький, Диспетчер. Человек жесткий, логичный, очень дисциплинированный, любящий порядок. Ответственный в своем деле, требовательный, трудолюбивый. Иногда в некоторой степени моралист, порой ханжа. Иногда бывает напористым. Не хватает интуиции, все делает по умственному расчету. Умеет работать и руками, и головой.

    Известные люди: Сталин, Зюганов, Кальвин, М.Горький.

    Литературные герои: Собакевич, Отелло, кн.Болконский, Душечка.


    СЭЭ, Цезарь, Политик. Организатор людей, человек с виду более мягкий, чем Македонский, но тоже волевой. Любит самодемонстрацию. Порой коварен. Больше учитывает эмоции, свои и чужие. Слаб в вопросах логики, структуры, познания объективных закономерностей и доказательств. Предпочитает доказательства силой, а не умом.

    Известные люди: Цезарь, Наполеон, Пушкин, Толстой.

    Литературные герои: Наташа Ростова, Ноздрев, Кабаниха.


    ИЛИ, Бальзак, Банкир. Довольно замкнутый и осторожный человек, с хорошей интуицией. Страсти могут кипеть у него внутри, но внешне он старается остаться спокойным. Обычно скуповат. Хорошо просчитывает ситуации и деньги. Слабые места - его внутреннее эмоциональное состояние и взаимоотношения. Дуальная пара Цезарь-Бальзак очень показательна. Политик и Банкир. У одного власть и известность, у другого деньги. И они друг другу помогают. Один завоевывает, другой просчитывает и укрепляет. В отличие от свободолюбивой пары Гюго-Декарт эти люди сильнее включены в структуры общества, стремятся их контролировать. Но уже более "экономическими" методами (квадра Гамма), нежели "административными", как квадра Бета.

    Известные люди: Бальзак, Нострадамус.

    Литературные герои: Татьяна Ларина, П.Безухов, Коробочка, Плюшкин.


    ЛИЭ, Джек Лондон, Предприниматель. Человек деловой, активный, с четким логическим умом. В эмоциях менее устойчив. Слабое место - чувство эстетики, понимание красоты. Да и руками работать не очень любит. По психологическому складу соответствует успешному предпринимателю, тем более крупному. Кругозор широкий, но ум направлен на практику, чем на теорию. Способен просчитывать и видеть возможность успеха крупных проектов.

    Известные люди: Джек Лондон, Ньютон, Ландау.

    Литературные герои: Инсаров, Скалозуб, О.Бендер.


    ЭСИ, Драйзер, Юрист, Медик. Человек не очень активный, но упорный, Взаимоотношения для него важны и он юс очень хорошо чувствует. Обладает волей и твердостью, некоторым напором, но скорее внутреннего характера и сам хорошо выдерживает давление на себя. Обладает качествами, необходимыми врачу, адвокату, судье - чувствовать другого человека, уметь влиять на него, дипломатично, но твердо, выдерживать давление. Слабые места - объективные закономерности, логические вистемы, но особенно - не хватает интуиции. Общается с миром только непосредственные чувства и ощущения.

    Известные люди: Драйзер, Тургенев.

    Литературные герои: Фамусов, Катерина из "Грозы", Катя из "Отцов и детей", Елена из "Накануне".


    ИЭЭ, Гексли, Журналист. Человек активный ментально и в общении, быстрый, живой, очень переменчивый. Непостоянный. Легко добывает информацию. Слабые места - неустойчивость в вопросах силы, физической воли, иногда пытается применить ее, но это не получается так, как нужно. Но слабее всего у него - структурная логика, поэтому этот человек часто бывает ненадежным, беспринципным, не хватает ответственности и серьезности для долгой дистанции.

    Известные люди: Т.Рузвельт, Д. Карнеги.

    Литературные герои: Курагин, Анна Каренина, Порфирий из "Преступления и наказания", Том Сойер.


    СЛИ, Габен, Мастер. Трудолюбивый, но часто неторопливый человек, хорошо работающий в первую очередь руками, прекрасно чувствующий форму, материал. Несколько жестковат и суховат в эмоциях, не очень хорошо чувствует внутренние душевные состояния. Психологический тип рабочего человека. Или скульптора. Аналогично типу Дюма он хорошо чувствует эстетику материальных форм, хотя резко отличается от Дюма по восприятию эмоций. Габен - тихий консерватор, трудяга, практик. В общении инертен, несколько отстранен.

    Известные люди: А. Кристи, И.Тамм, Черномырдин.

    Литературные герои: Долли,Т.Финн.


    ЛСЭ, Холмс, Менеджер. Активный, общительный человек, который может быть добрым, мягким, артистичным, но в то же время твердо добиваться цели. Его трудно сбить с пути или обвинить в беспринципности. Способен быть организатором, наладчиком какого-либо дела, то есть менеджером, администратором. Всюду действует логическим расчетом, ему не хватает чутья, интуиции, правильного чувства времени. Умеет работать и руками, и головой. В душевных, эмоциональных ситуациях может быть не очень уверенным.

    Известные люди: А.Лебедь, Явлинский, Т.Эдисон, Р.Зорге.

    Литературные герои: Холмс, Чичиков, Вронский, Попрыгунья, Лариса из "Доктора Живаго".


    ЭИИ, Ватсон, Психолог. Человек, очень тонко чувствующий эмоции, свои и чужие. Откликается на чужие проблемы, готов помочь. Не любит работать руками, не выносит грубой силы. Энергетика и работоспособность во внешнем мире может быть невысокой, он предпочитает духовные искания практическим делам.

    Известные люди: Достоевский, Набоков, Д.Андреев, Флоренский, Бердяев, Юнг.

    Литературные герои: Ватсон, Гордон, Софья из "Горе от ума", Соня Мармеладова, Николай Петрович из "Отцов и детей", Левин.


    Астрология и соционика не только не противоречат, но прекрасно сочетаются и дополняют друг друга. Конечно, астрологический анализ более глубокий и полный, но он и более сложный, к тому же мы не всегда знаем время рождения человека.

    Соционика - модель более простая и грубая, но она позволяет определить общую схему отношений, и что они могут дать каждому партнеру, а чего от них ждать не следует, и как их правильно построить.

    Определить тип человека можно, наблюдая за ним в различных ситуациях, выясняя его склонности и предпочтения, кок он ведет себя, что ему нравится, а в чем он не силен и чего избегает.

    Можно определить тип и по гороскопу (плюс внешность, хотя бы по фотографии). Есть и специальные тесты для этого.

    Понаблюдайте, потренируйтесь, возьмите себе на вооружение и эту модель.

    Предлагаем вам примерный алгоритм определения соционического типа человека по гороскопу.

    Для определения типа человека мы должны иметь его полный гороскоп, с домами, с точным определением восходящего знака и восходящих планет.

      1. Прежде всего смотрим знак Асцендента и восходящие планеты (планеты в I доме, причем чем ближе к Асценденту, тем важнее).

      2. Обратите внимание на Десцендент, планеты в VII доме. Они покажут обратную сторону человека, то есть функции, которые он вынужден компенсировать, которые не находятся у него на первых двух позициях.

      3. Выделяем акценты карты:

      - преобладающие и ослабленные (отсутствующие) стихии;

      - сильные по разным показателям планеты (владение, экзальтация, по знаку и по дому, положение на восходе, в ручке фигур Джонса, реже на МС, на вершине сильной аспектной конфигурации, в центре цепочки по владению). Затем - слабые планеты (в XII доме, в изгнании, в падении, слабо селектированные и неаспектированные, в попятном движении (последнее имеет смысл учитывать только для личностных планет)). Слабые планеты могут подсказать слабые функции данного человека.

      4. Дополнительные, более тонкие показатели (если по основным суждение вынести трудно): например, полнолуние, ecли оно близко к точной оппозиции Солнца и Луны, говорит в пользу экстраверсии; все планеты в верхней полусфере - фактор за экстраверсию, в нижней - за интраверсию; ослабленный Меркурий - в пользу иррациональности; утренние планеты - за экстравертность представленных ими качеств; очень напряженные аспекты - за рациональность, почти одни гармоничные - за иррациональность. Но все эти факторы не решающие.

    Проводим синтез. Можем выделить вначале несколько возможных типов. Значение планет и стихий берем такое, как указано в настоящей главе. Так, например, Марс может означать волевую сенсорику, а может - деловую логику. Помните, что компенсация происходит по следующим парам функций (если одна сильная, то другая слабая):

      Структурная логика - Сатурн, Меркурий, Уран

      Деловая логика - Меркурий, Марс

      Социальная этика - Венера, Нептун, Юпитер

      Душевная этика - Луна, Нептун, Плутон

      Интуиция времени - Уран, Сатурн

      Потенциальная интуиция - Плутон, Юпитер, Луна

      Эстетическая сенсорика - Солнце, Венера

      Волевая сенсорика - Марс, Солнце

    Конечно, полезно понаблюдать за самим человеком. Подсказку могут дать также его отношения с людьми, чьи типы вы уже сумели определить.


    Copyright © Junona.org Все права защищены.

    Опубликовано: 2006-02-25 (37795 Прочтено)


    Если Вам нравится, поделитесь с друзьями: